«Использование проектные методы обучения на уроках родного языка и литературы»
2.Условия возникновения и становления опыта -Внедрение новых педагогических технологий в работу; -создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.; -постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся; -накопление краеведческого материала; -накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег; -наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к изучению предметов.
3. Цель педагогического опыта: Разработка и создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи: обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.
4. Описание опыта
Один из принципов моей методики - отстаивание собственной точки зрения учащимися. Таким образом, я не только закладываю в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания Формы и методы, используемые мной на уроках: 1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов); 2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму); 3) эвристический метод (решение лингвистических задач); 5) метод дифференцированного обучения; 6) метод проектов. Описание работы. 1. Введение: ü Цель проекта. ü Задачи, поставленные дл реализации проекта. ü Актуальность выбранной темы. Обоснование актуальности темы с позиции ее недостаточной разработанности, объективной сложности изучения, информационной ценности имеющегося материала, а также в связи с многочисленными дискуссиями, возникающими вокруг нее, доказательство того, что тема может представлять научный интерес и практическое значение. ü План (содержание работы) работы.
2. Описание проектной работы и ее результатов: ü Теоретическая часть ü Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты) ü Выводы ü Возможны рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы. ü Список использованной литературы, электронные адреса.
На мой взгляд, реализация проектного обучения должна проходить поэтапно: -первый этап(7-й класс) подготовительный; -второй этап (8-й класс) проблемный; -третий этап(9-й класс) пропедевтический; -четвертый этап(10-11 –й классы) основной.
Чтобы проект вписался в рамки программы, я работаю по следующим направлениям: -определяю цели и задачи для учеников; -описываю различные типы проектов; -планируем вместе с учащимися работу по проекту и характер выполнения его; -прогнозируем результат; -проводим презентацию проекта; Если рассматривать классно-урочную систему, то проект- это элемент образовательной технологии. Для внедрения проектного обучения в полной мере требуется коренное изменение образовательной системы в нашем учреждении. Практическая связь между учебной и внеурочной деятельностью меняет содержание учебного процесса и позицию учителя , который перестает быть предметником, а становится разносторонним консультантом .Учебный план предстает как система выбора проектов учащимися, а не как последовательность прохождения тем. Проект всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер , он учит школьника мобилизовать, обобщить и интегрировать свои знания и умения и «втягивать» в проект значительно большой объем знаний, чем тот , что дает школа. Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного творческого решения школьниками выбранной проблемы, а сама их проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер. Кроме того, в ходе проектной деятельности возникает некая новая образовательная ситуация, которая значительно шире учебной Вся образовательная среда должна побуждать к появлению школьников мотивации к учению. Но так как в нашем районе нет школ, занимающихся основательно проектным обучением, то приходится реализовывать элементы такой технологии обучения.
Схема реализации проектного обучения на данный момент (в рамках одного предмета). Учебная деятельность: проект по предмету, межпредметный проект, проект в печати. Внеклассная деятельность : внутри школьная исследовательская работа, районное научно-техническое общество, проект на конкурс. Урок- основная форма жизнедеятельности ребят в школе. Он должен нести основную обучающую нагрузку. Поэтому построение урока зависит от объема изучаемого материала. Каждый урок должен быть особенным, несущим максимально нужную информацию. Приведу пример тематического планирования по родному языку в 8 классе, построенного на основе личностно-ориентированного обучения в рамках проектного метода.
Программа
Тема «Сос каттыжыышкыны болгаш домак».
Темы проектов: -«Тыва бижикти чогаатканы» (Исследовательский проект) -Сос каттыжыышкыны болгаш домак» (Публикация, набор плакатов и ли методические пособие). -«Дорт болгаш доора чугаалыг домактар»(Исследовательский проект).
Планирование тем в 10-11 классах строится по следующей схеме: -уроки беседы; -уроки диалоги; -уроки эксперименты; -уроки сообщения; -уроки консультации; -уроки коррекции знаний; -уроки контроля знаний(обязательно включено творческое задание).
Цель такой тематической структуры- заставить учащихся рассуждать, выделять главное, доказывать, работать с дополнительной литературой, уметь оценивать свои результаты и добиваться успехов.
Личностно-ориентированное обучение на различных этапах урока при создании проекта. Опрос Актуализация опорных знаний предыдущих уроков; коррекция знаний; дифференциация.
Новый материал. Если материал сложный, использую прием много кратного повторения (2ч) (рассказ учителя, работа с учебником, выделение главного и его повторение, постановка проблемы и ее решение). Несложный материал- самостоятельная деятельность для сильных учащихся в сочетании с индивидуальной работой со слабыми учащимися. Возможен комбинированный прием- для сильных задается проблема, которую они решают самостоятельно или в группах, а для слабых тема прорабатывается вместе с учителем по схеме: от менее сложного к более сложному. Закрепление Устные приемы: вопросы, викторины, кроссворды, беседы. Письменные приемы: самостоятельные работы, тесты, задачи. Практические приемы: защиты проектов, публикаций, демонстрации, работа на компьютере. Домашнее задание. Их я, как правило, дифференцирую. Более сильные учащиеся должны проанализировать правило, составить задание по теме, составить тесты по данной теме, а слабые –работа с карточками, книгами, ответить на вопросы. Все желающие могут подготовить сообщение по данной теме, сделать публикации, презентации.
Контроль знаний Самоконтроль, контроль учителя: тесты, карточки, зачеты, многоуровневые работы, проекты. На этом этапе учащиеся вовлечены в решение проблемных ситуаций. Каждый урок начинается с постановки проблемы, разные проблемные вопросы, которые найти ответов только после дискуссии. Учащимся предлагаю самостоятельно составить кроссворды, тесты, сообщений (публикационные работы). Во время этой работы разрешаю просить помощи у одноклассников или у меня. После длительного обсуждения, учащиеся делают выводы, указывают на ошибки. Данный вид работы готовит учащихся не только к идее о проекте, но и указывает на пути реализации проекта. Интегрированные уроки позволяют увеличить фронт деятельности ребят, расширить образовательную область, приобрести новые методы исследования. В конце 8 -11 классов не только готовят сообщения, отвечают на проблемный вопрос, но и могут самостоятельно выбрать проблему, проанализировать ее, рассмотреть в единстве с другими предметами, указать на положительные и отрицательные моменты применения идеи на практике. В 9 классе учащиеся пишут рефераты и защищают их, выполняют практические задания , проводят заочные экскурсии. Десятый и одиннадцатый классы занимаются серьезной проектной работой, проводимой мной по -введение в тему; -формулировка проблемы; -поиски решения проблемы; -теоретическое обоснование проблемы; -практическое подтверждение; -определение места проблемы в реальных условиях; -создание проекта; -реализация проекта в школе или кожууне.
Цель такой работы- полнейшая самореализация каждого ученика, максимальное использование его возможностей, углубление и расширение знаний по родному языку и литературе ; знакомство с актуальными вопросами и новостям в науке и технике; овладение практическими навыками. Каждый проект создает для школьника систему многообразных образовательных ситуаций, в разрешении которых он заинтересован, поскольку выбрал их сам.
Все проекты выполняют следующие функции: -прикладные(создание действующих моделей, собственных учебных пособий, коллекций, макетов, методического материала для школы, дизайн-проекта); -исследовательские и экспериментально-опытные (учатся ставить проблемы, определять ее практическое значение, проводить и описывать эксперименты, составлять рефераты и бизнес-планы и практически все это осуществлять); -художественные ( учатся работать культурными текстами разных лет, описывают и сравнивают культурные явления , анализируют работу средств массовой информации , театра и кино участвуют в организации творческих конкурсов и выставок, учатся ставит спектакли , снимать видео, работать с мультимедийными установками издавать школьные сборники и альманахи); Для учащихся и для меня индивидуальный проект имеет особую ценность .Это очень серьезный творческий труд , требующий не только усердия, но и глубокие знания по предмету. Индивидуальный исследовательский проект после заслушивания на научном обществе в школе по желанию ученика может использоваться как экзаменационная работа на итоговой аттестации. Такие работы рекомендую ребятам отправлять в журналы детского творчества. Групповые проекты , как правило, соответствует художественному типу проекта. Большое количество учащихся задействовано в проекте , но каждый ребенок старается привнести в работу свою идею и ответит за свой фронт.
Оценивается не только проектная работа в целом, но и коэффициент участия каждого ученика. Проектным обучением занимаюсь третий год .Главный акцент делаю на развивающее обучение , которое способствует, которое способствует увеличению коэффициента результативности проектного обучения. Для меня , требования к знаниям и умениям учащихся формулируются как цели деятельности ученика. Поэтому на уроке ученик – центральная фигура. Я только помогаю воплощать идей ребят. Мы выдвигаем гипотезы, спорим и доказываем , сравниваем и делаем выводы. Научить рассуждать ребенка –это сложно. Но если эта станет системой , то пробел не будет. Образовательная технология- Проектное обучение, как мне кажется, строится именно по этому принципу: сформулируй гипотезу, проанализируй ее , докажи и реализуй в проекте. Ребята с интересом выполняют эту работу. Качество знаний повысилось :
Участие учащихся в 2007-2008гг в олимпиадах было успешным: Районная олимпиада -3 призора (1 учащихся-1 место по родному языку, 1 учащихся-2 место по родному языку, 1 уащихся-3 место по родной литературе. В 2011=2012гг в олимпиадах было успешным: Районная олимпиада=3 призор( Б Чочагай=1место, МЧимис= 2 место по родной литературе,3 место по родному языку) Выступление учащихся с докладами по разных темах и защита проекта присутствии родителей и учителей школы, кожууна неоднократно поощрялись. Анкетирование учащихся показало, что интерес к предмету вырос у 45%детей, знания стали более глубокими у 54%; уровень знаний превышает 90%. Планируемый результат: -качество знаний 6 класс-до 50% 8 класс-до 54% 9класс-до 50% 10класс-до 65% 11класс-до 65% Есть ли недостатки данной технологии? Да.. Ребята с низким интеллектуальным уровнем не реализуют свои возможности. Учитель должен продумывать для них индивидуальный фронт работ не только на уроке, но и внутри всей темы. Данная образовательная технология подразумевает наличие у учащихся потребности обучаться, а как правило, это приходится в ребятах воспитывать. Что положительного можно сказать о технологии? Ученик выступает не как объект образования, а как субъект .что создает его значимость в процессе получение знаний . Создается широкое поле для творческой деятельности ребят. Ученики работают на исследовательском уровне :прогнозирование и планирование, получение и переработка информации, создание условий и владение способами ее хранения и применения , принятие решений по проверке и оценке выдвинутых гипотез. Удачно совмещается такая работа с информационными технологиями, интегрированными уроками. Что позволяет создавать межпредметные проекты. Например, 11-й класс .
Тема «Лексика болгаш Фразеология» Планирование темы: 1 урок-лекция «Лексиканы тывылган угунун аайы-биле болуктээри». 1 урок-практикум «Лексиканы ажыглалынын аайы-биле болуктээри». 3 урок-интегрированная конференция «Лексика амыдыралда» ( родной язык, история , русский язык, информатика) 4 урок- интегрированная консультация «Лексика амыдыралда». 5 урок-защита проекта( проект разрабатывается учащимися). Положительной также является возможность проводить с одаренными детьми в рамках проектного обучения. Одаренность ребенка характеризуется не « всезнайством», а опытом творческой деятельности, ее направленностью на конечный результат. Эти аспекты обучения заложены в данной образовательной технологии. На мой взгляд , в результате использования проектного обучения решаются проблемы : -устойчивая положительная внутренняя мотивация к учению у ребят и педагогической деятельности у учителей; -уровень обученности учащегося соответствует зоне актуального развития , повышение уровня обучаемости ; -сформирована потребности в самообразовании и умении его осуществлять; -удовлетворенность участников образовательного процесса содержанием и средствами обучения , взаимодействиями; -стабильность хороших результатов на олимпиадах и конкурсах. Ученики ,организуя собственный образовательный процесс , фактически самостоятельно овладевают такими общими способностями, как инициативность , гибкость, мобильность, что особенно важно для развития их готовности принимать решения в различных жизненных ситуациях. Качество должен обладать педагог, работающий по данной образовательной технологии: -владение методами групповой и индивидуальной деятельности, совместного планирования и рефлексии; -владение методикой сотрудничества; -умение преобразовывать индифферентную для ребенка среду в актуальное и оптимальное пространство ее развития. |
|
|
© hen-ool |