«Использование  проектные методы  обучения на уроках родного языка и литературы»

 

2.Условия возникновения и становления опыта

-Внедрение новых педагогических технологий в работу;

-создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопережи­вание, соучастие и т.д.;

-постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые бу­дут увлекать учащихся;

-накопление краеведческого материала;

-накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;

-наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного ин­тереса детей к изучению предметов.

 

 

3. Цель педагогического опыта:

Разработка и создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

 

Задачи: обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

 

4. Описание опыта

 

Один из принципов моей методики - отстаивание собственной точки зрения учащимися. Таким образом, я не только закладываю в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания

Формы и методы, используемые мной на уроках:

1)   объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем,  символических картинок, опорных конспектов);

2)   репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

3)   эвристический метод (решение лингвистических задач);
4)   методы самостоятельной работы учащихся;

5)   метод дифференцированного обучения;

6)   метод проектов.

Описание работы.

1.   Введение:

ü   Цель проекта.

ü   Задачи, поставленные дл реализации проекта.

ü   Актуальность выбранной темы.

Обоснование актуальности темы с позиции ее недостаточной  разработанности,  объективной  сложности  изучения, информационной ценности имеющегося материала, а также в связи с многочисленными дискуссиями, возникающими вокруг нее, доказательство того, что тема может представлять научный интерес и практическое значение.

ü   План (содержание работы) работы.

 

2.   Описание проектной работы и ее результатов:

ü   Теоретическая часть

ü   Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)

ü   Выводы

ü   Возможны рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы.  

ü   Список использованной литературы, электронные адреса.

 

На мой  взгляд, реализация  проектного обучения должна проходить поэтапно:

-первый этап(7-й класс)  подготовительный;

-второй этап (8-й класс) проблемный;

-третий этап(9-й класс) пропедевтический;

-четвертый этап(10-11 –й классы) основной.

 

Чтобы проект  вписался   в рамки  программы, я работаю  по следующим направлениям:

-определяю  цели и задачи для учеников;

-описываю различные типы  проектов;

-планируем вместе с учащимися работу по проекту и характер выполнения его;

-прогнозируем результат;

-проводим презентацию проекта;

Если рассматривать  классно-урочную систему, то проект- это элемент образовательной технологии.

Для внедрения проектного  обучения  в полной мере требуется  коренное изменение  образовательной  системы в нашем учреждении. Практическая связь между учебной и внеурочной деятельностью  меняет  содержание учебного процесса и позицию учителя , который перестает быть предметником, а  становится  разносторонним консультантом .Учебный план предстает как система  выбора проектов учащимися, а  не как последовательность прохождения тем. Проект всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер , он учит школьника мобилизовать, обобщить  и интегрировать  свои знания и умения и  «втягивать»  в проект значительно большой  объем знаний, чем тот , что дает школа.

Выполнение проекта  требует  инициативного, самостоятельного  творческого  решения школьниками выбранной проблемы, а сама их  проектная  деятельность имеет в основном продуктивный  характер.

  Кроме того, в ходе проектной  деятельности возникает  некая новая образовательная ситуация, которая значительно шире учебной  Вся образовательная  среда должна побуждать к появлению школьников мотивации  к учению.

Но  так как в нашем районе нет школ, занимающихся основательно проектным обучением, то приходится реализовывать элементы такой технологии обучения.

 

 

Схема реализации проектного  обучения на данный момент (в рамках одного  предмета).

Учебная деятельность: проект по предмету,  межпредметный проект, проект в печати.

Внеклассная деятельность : внутри школьная  исследовательская  работа, районное   научно-техническое  общество, проект на конкурс.

Урок- основная  форма жизнедеятельности ребят в школе. Он должен нести основную обучающую нагрузку. Поэтому построение урока зависит от объема изучаемого материала.

Каждый урок должен быть особенным, несущим максимально нужную информацию.

Приведу пример тематического планирования  по родному языку в 8 классе, построенного на основе личностно-ориентированного обучения в рамках  проектного метода.

 

 

 

Программа

 

Тема «Сос каттыжыышкыны болгаш домак».

         Тема урока

  Количество  

       часов

Прием, форма

1.

      7 кл ооренгенин катаптаары

Сос каттыжыышкыны болгаш                

                домак

       1

Кичээл-практикум

2.

Ийи чугула кежигуннуг болгаш чангыс чугула кежигуннуг домактар.

        1

Кичээл-практикум

3.

Чугаанын сорулгазынын аайы-биле домактарнын хевирлери. Домак

         1  

Кичээл-зачет.(Проблемниг

кичээл)

 

 

4.

 

 

5.

 

6.

 

 

 

Чангыс аймак   кежигуннерлиг домактар.

Адалгалыг, киирилде состерлиг болгаш киирилде домактарлыг домактар.

Ч/с Чогаадыг-миниатюра «Ынак эртемим»

Туннел кичээл.(Зачет-кичээл)

 

 

 

 

 

          1

 

           1

 

 

           1

 

            2

 

Кичээл-сайгарылга

Кичээл-оюн.

 

 

Кичээл бот –башкарылга

Презентация, публикация кылыр, проект тургузар)

 






Темы проектов:

-«Тыва бижикти чогаатканы» (Исследовательский проект)

-Сос каттыжыышкыны болгаш домак» (Публикация, набор плакатов и ли методические пособие).

-«Дорт болгаш доора чугаалыг домактар»(Исследовательский проект).

 

Планирование тем в 10-11 классах  строится по следующей схеме:

-уроки  беседы;

-уроки  диалоги;

-уроки эксперименты;

-уроки сообщения;

-уроки консультации;

-уроки коррекции знаний;

-уроки контроля знаний(обязательно включено творческое задание).

 

Цель такой тематической структуры- заставить учащихся рассуждать, выделять главное, доказывать, работать с дополнительной литературой, уметь оценивать свои результаты и добиваться успехов.

 

Личностно-ориентированное обучение на различных этапах урока при создании проекта.

Опрос

Актуализация опорных знаний предыдущих уроков; коррекция знаний; дифференциация.

 

Новый материал. Если материал  сложный, использую прием много кратного повторения (2ч) (рассказ учителя, работа с учебником, выделение главного и его повторение, постановка проблемы и ее решение).

Несложный материал- самостоятельная  деятельность  для сильных  учащихся в сочетании с индивидуальной работой со слабыми учащимися.

Возможен комбинированный прием- для сильных задается проблема, которую  они  решают самостоятельно или в группах, а для слабых тема

прорабатывается вместе с учителем  по схеме:

от менее сложного к более сложному.

Закрепление  Устные приемы: вопросы, викторины, кроссворды, беседы.

Письменные приемы: самостоятельные работы, тесты, задачи.

Практические приемы: защиты проектов, публикаций, демонстрации, работа на компьютере.

Домашнее задание.

Их я, как правило, дифференцирую. Более сильные учащиеся должны проанализировать правило, составить задание по теме, составить тесты по данной теме, а слабые –работа с карточками, книгами, ответить на вопросы.

Все желающие могут подготовить сообщение по данной теме, сделать публикации, презентации.

 

Контроль знаний  Самоконтроль, контроль учителя: тесты, карточки, зачеты, многоуровневые работы, проекты.

На этом этапе учащиеся вовлечены в решение  проблемных ситуаций.

Каждый  урок начинается с постановки проблемы,  разные проблемные вопросы, которые найти ответов только после дискуссии. Учащимся предлагаю  самостоятельно  составить кроссворды, тесты, сообщений (публикационные работы).

Во время этой работы разрешаю просить помощи у одноклассников  или у меня. После длительного  обсуждения, учащиеся делают выводы,  указывают на ошибки. Данный вид работы готовит учащихся не только к идее   о проекте, но и указывает на пути реализации проекта. Интегрированные уроки позволяют увеличить фронт деятельности ребят, расширить образовательную область, приобрести новые методы исследования. В конце 8 -11 классов   не только готовят сообщения, отвечают на проблемный вопрос, но и могут самостоятельно выбрать проблему, проанализировать ее, рассмотреть в единстве с другими предметами, указать на положительные и отрицательные

моменты применения   идеи на практике.

  В  9 классе  учащиеся пишут рефераты  и  защищают их, выполняют практические  задания ,  проводят заочные экскурсии.

Десятый и одиннадцатый классы занимаются серьезной проектной работой,  проводимой  мной по

-введение  в тему;

-формулировка проблемы;

-поиски решения проблемы;

-теоретическое обоснование проблемы;

-практическое подтверждение;

-определение места проблемы в реальных условиях;

-создание проекта;

-реализация проекта в школе или кожууне.

 

Цель такой работы- полнейшая самореализация  каждого ученика, максимальное использование его возможностей, углубление и расширение

знаний   по родному языку и литературе ; знакомство с актуальными вопросами  и новостям в науке  и технике; овладение  практическими навыками.

Каждый проект создает для школьника систему многообразных образовательных ситуаций, в разрешении которых он заинтересован, поскольку выбрал  их сам.

 

Все проекты  выполняют следующие функции:

-прикладные(создание действующих моделей, собственных учебных пособий, коллекций, макетов, методического материала для школы, дизайн-проекта);

-исследовательские и экспериментально-опытные (учатся ставить проблемы,

определять ее практическое значение, проводить и описывать эксперименты,

составлять  рефераты и бизнес-планы и практически  все это осуществлять);

-художественные  ( учатся  работать культурными текстами  разных лет, описывают  и сравнивают  культурные явления , анализируют  работу средств  массовой информации , театра и кино  участвуют в организации

 творческих  конкурсов  и выставок, учатся ставит спектакли , снимать видео,

работать с мультимедийными  установками  издавать  школьные  сборники и альманахи);

Для учащихся и для меня индивидуальный проект  имеет  особую  ценность .Это  очень серьезный творческий труд  , требующий   не только усердия, но и глубокие знания по предмету.

Индивидуальный исследовательский проект после  заслушивания  на научном обществе   в школе  по желанию ученика может использоваться

как экзаменационная работа  на итоговой аттестации. Такие работы рекомендую ребятам отправлять в журналы детского творчества.

Групповые проекты  , как правило, соответствует художественному типу

проекта.  Большое количество учащихся задействовано в проекте , но каждый  ребенок  старается  привнести в  работу  свою идею  и ответит за свой фронт.

 

Оценивается не только  проектная работа в целом, но и коэффициент участия каждого ученика.

Проектным   обучением занимаюсь третий год .Главный акцент делаю на развивающее обучение , которое способствует, которое  способствует увеличению коэффициента  результативности проектного обучения. Для меня , требования к знаниям и умениям учащихся  формулируются как  цели деятельности ученика.

Поэтому на уроке  ученик – центральная фигура. Я только помогаю воплощать идей ребят. Мы выдвигаем гипотезы, спорим и доказываем , сравниваем и делаем выводы. Научить рассуждать ребенка –это сложно. Но если эта станет системой , то пробел  не будет. Образовательная технология-

Проектное обучение, как мне кажется, строится именно по этому принципу: сформулируй гипотезу, проанализируй ее , докажи и реализуй в проекте.

Ребята с интересом выполняют эту работу.

Качество знаний  повысилось :

 

 

 

2007-2008гг

2008-2009гг

2009-2010гг

2010 =2011гг

10класс-68%

5кл-50%

7кл-56%

9кл-51%

 

 

 

 

 

 

 

11 класс-76%

6кл-45%

8кл-64%

10кл-54%

5кл-46%

7кл-50%

9кл-65%

11кл-66%

6кл-48%

8кл-54%

10кл-65%

5кл-46%

 

 

Участие учащихся  в  2007-2008гг в олимпиадах было успешным:

Районная олимпиада -3 призора (1 учащихся-1 место по родному языку, 1 учащихся-2 место по родному языку, 1 уащихся-3 место по родной литературе.

В 2011=2012гг  в олимпиадах было успешным:

Районная олимпиада=3 призор(  Б  Чочагай=1место, МЧимис= 2 место по родной литературе,3 место по родному языку)

Выступление учащихся с докладами по разных темах и защита проекта присутствии родителей и  учителей школы, кожууна неоднократно поощрялись.

Анкетирование учащихся показало, что интерес к предмету вырос у 45%детей,  знания стали более глубокими у  54%; уровень знаний превышает  90%.

Планируемый результат:

-качество знаний   6 класс-до  50%

                                 8 класс-до 54%

                                  9класс-до 50%

                                  10класс-до 65%

                                  11класс-до  65%

Есть ли недостатки данной технологии?  Да.. Ребята с низким интеллектуальным уровнем не реализуют свои возможности. Учитель должен  продумывать для них индивидуальный фронт работ не только на уроке, но и внутри всей темы. Данная образовательная  технология подразумевает наличие у учащихся потребности обучаться, а как правило, это приходится в ребятах воспитывать.

Что положительного можно сказать о технологии?

Ученик выступает не как объект образования, а как субъект .что создает его                 значимость в процессе получение  знаний .

Создается широкое поле для творческой деятельности  ребят. Ученики работают на исследовательском уровне :прогнозирование и планирование,

получение и переработка информации, создание условий  и владение способами ее хранения и применения , принятие решений по проверке и оценке выдвинутых гипотез.  Удачно совмещается такая работа с информационными технологиями, интегрированными уроками. Что позволяет создавать межпредметные   проекты.

Например, 11-й класс .

 

 

 

Тема  «Лексика болгаш Фразеология»

Планирование темы:

1 урок-лекция «Лексиканы тывылган угунун аайы-биле болуктээри».

1 урок-практикум «Лексиканы  ажыглалынын аайы-биле болуктээри».

3 урок-интегрированная конференция «Лексика амыдыралда»

              ( родной язык, история , русский язык, информатика)

4 урок- интегрированная консультация  «Лексика амыдыралда».

5 урок-защита проекта( проект  разрабатывается учащимися).

Положительной также является  возможность  проводить с одаренными

детьми  в рамках проектного обучения. Одаренность  ребенка характеризуется не « всезнайством», а опытом творческой деятельности,

ее направленностью на конечный результат. Эти аспекты  обучения заложены  в данной образовательной  технологии. На мой взгляд , в результате использования проектного обучения решаются проблемы :

-устойчивая положительная  внутренняя мотивация к учению у ребят и педагогической деятельности у учителей;

-уровень  обученности учащегося   соответствует  зоне актуального

 развития , повышение уровня обучаемости ;

-сформирована потребности  в самообразовании  и умении его осуществлять;

-удовлетворенность  участников образовательного процесса  содержанием

и средствами обучения , взаимодействиями;

-стабильность хороших результатов на олимпиадах и конкурсах.

Ученики ,организуя  собственный образовательный процесс , фактически

самостоятельно  овладевают такими общими  способностями, как  инициативность  , гибкость, мобильность, что  особенно важно для развития их готовности принимать решения в различных жизненных ситуациях.

Качество должен обладать педагог, работающий  по данной образовательной технологии:

-владение методами групповой и индивидуальной  деятельности, совместного планирования и  рефлексии;

-владение методикой сотрудничества;

-умение преобразовывать  индифферентную для ребенка среду  в актуальное 

и оптимальное  пространство ее развития.

© hen-ool

Конструктор сайтов - uCoz